Монтаж шинопровода

Шинопроводом является система, состоящая из алюминиевых или медных шин, изолированных друг от друга и находящихся в общем корпусе. Такая система сборных шин предназначена для передачи и распределения электрической энергии и является аналогом кабельной системы. В отличие от кабеля, устройство шинопровода надёжнее, экономичнее и проще в монтаже. Его сопротивление меньше, а конструкцию шинопровода можно без особых сложностей демонтировать и установить в другом месте.
Шинопровод может быть выполнен с воздушной изоляцией, с литой изоляцией (чаще всего в качестве изолирующего материала используется эпоксидная смола), и с полимерной изоляцией, которую ещё называют «сэндвич» (герметичные шинопроводы, в которых диэлектриком выступают полимеры). Как правило, система шин с воздушной изоляцией, в отличие от других видов изоляции, сложна в монтаже и имеет большие габариты.
Уличный шинопроводШинный мост шинный мост трансформатор
На фото выше (слева) изображена трасса шинопровода со степенью защиты IP68, смонтированная снаружи здания. По центру - шинный мост с алюминиевыми шинами и керамическими изоляторами. На правой фотографии - опуск открытого медного шинопровода к месту присоединения с трансформатором. На трансформаторной подстанции сборка шинопровода начинается с вертикальных блоков и узлов присоединения к трансформатору, так как это самые трудоёмкие участки монтажа. Далее производится крепление и установка горизонтальных участков и магистралей.
Монтаж и подключение трёхфазного или однофазного шинопровода должен происходить профессионально обученными людьми, так как его установка предусматривает множество различных нюансов, таких как разметка под места установки крепёжных элементов (подвесок, кронштейнов), сборка блоков между собой и присоединение потребителей с учётом протяжённости и места опуска шинного моста. Помимо этого, должна быть произведена проверка надёжности всех соединений, правильного чередования фаз и сопротивления изоляции.

трёхфазный шинопровод Монтаж вводного блока шинопроводаУстановка шинопровода

В коммерческих и промышленных зданиях используются медные и алюминиевые шинопроводы различных производителей. Первоначально шинопровод поставляется блоками в разобранном виде для дальнейшего монтажа (левое фото). Чтобы шинопровод подошёл по размерам и был правильно подключен – прямо на производстве производят присоединение вводных блоков к сборным шинам внутри распределительного щита. Важным условием является то, что вводная секция шинопровода должна точно подойти по размерам и сойтись с шинами внутри распределительного устройства. При этом, каждая фаза должна совпасть между шинопроводом и РУ (A, B, C, N, PE). Монтаж вводных угловых блоков шинопровода Schneider Electric представлен на фото по центру и справа. Медный шинопровод большой мощности 1000 – 5000 А обеспечивает совместимость между собой различных транспортных, вводных, угловых секций, что позволяет в дальнейшем модернизировать или использовать повторно после демонтажа.
Шинопровод активно используется на различных производственных, коммерческих и административных объектах. Мы производим монтаж различных магистральных и распределительных шинопроводов и установку шинных мостов с допустимым током 630 А, 1000 А, 2000 А, 4000 А, 6300 А и более. Обеспечим надёжное крепление и правильное подключение потребителей, а также проведём контрольную проверку и пусконаладочные работы. Помимо этого может быть проведена замена (ретрофит) шинопровода по причине физического износа или же в случае увеличения потребляемой мощности.

Монтаж магистральных шинопроводов

Магистральный шинопровод необходим для передачи электрической энергии большой мощности до источников питания. Монтаж магистрали шинопровода может происходить на разных плоскостях и должен быть произведён по составленному заранее проекту. Шинопровод изготавливается строго под проект: рассчитывается нагрузка, высота расположения, расстояние от источников питания до распределительных шинопроводов, а также учитываются все особенности заводского или любого другого здания, в котором будет монтироваться магистраль.
3D модель шинопроводачертежи шинопровода
На фото изображены выдержки из проекта по монтажу шинопровода в гостиничном комплексе Санкт-Петербурга. Материал токоведущих жил – электротехнический алюминий, в защитной оболочке IP54. Шинопровод и ограждающие конструкции имеют степень огнестойкости EI45. Система заземления TN-S, номинальное напряжение 400/230 В. Шинопроводы имеют стойкость к термическим и динамическим воздействиям токов КЗ до 5 сек, пока не отработают защитные элементы схемы. Значение тока короткого замыкания - 40 кА.

Заделка проёма огнестойким материаломмонтаж шинопроводаМагистральный шинопровод

Специально проделанные в стенах отверстия для прохождения шинопровода после установки шинной магистрали перекрываются огнестойкими вермикулитовыми плитами (на фото слева) с дальнейшей заделкой специальным раствором или покрытием металлической оболочкой. Заделка проёма должна предусматривать возможность смены или демонтажа шинопровода. На фото по центру изображён монтаж распределительного шинопровода на КТП на участке «РУ-0,4» вышеуказанного проекта. На правой фотографии – магистральный шинопровод, проходящий вдоль потолка на специальных подвесах. При крепеже к потолку учитывается общий вес шинопровода и материал потолочной плиты. Шинопровод располагается на расстоянии не менее 10 см. от потолка и стягивается с 2 сторон швеллерным профилем. Линейные секции соединяются между собой, образуя трассу на участке «Ветка 5.3» данного проекта. Общая протяжённость трассы - 300м. Боковые секции могут быть заказаны отдельно, когда будут в точности установлены все размеры трассы возможные препятствия.
Габариты и расположение шинопровода определяется согласно чертежам в проекте, где указаны все трассы и расстояния от пола, потолка и т.д.

Шинный мост

Шинопровод может соединяться в блоки, которые образуют шинный мост. Шинный мост 0.4; 6-10 кВ легко монтируется, модифицируется и включает в себя такие компоненты, как шинодержатели с изоляторами, крепления, угловые и ответвлённые секции, а также систему шин, по которой протекает электроэнергия.
Различные шинные мосты собираются в зависимости от условий эксплуатации токопроводящих проводников. Существует открытый тип шинного моста, содержащий в себе лишь изолятор, на котором размещена алюминиевая или медная шина. Закрытый тип подразумевает в себе более сложное устройство, защищающее шины от внешних воздействий окружающей среды. Шинопровод скрытого монтажа устанавливается в модульные шахты и крепится специальными усиленными крепёжными компонентами.
Монтаж шинных мостов начинается с установки готового изделия на место его эксплуатации (на камеры распределительных устройств), после чего сверяются все расстояния между элементами и места креплений. После этого происходит закрепление шинного моста болтами и сваркой. Далее производится соединение сборных шин электроустановок с шинами моста.

монтаж шинного мостаМонтаж шинного моста на подстанции шина нку

Шинный мост может соединять между собой такие элементы как трансформатор и распределительное устройство; шинную магистраль, идущую от генератора и КРУ; также шинные мосты 6-10 кВ используются для комплектования различных вариантов распределительных систем. Такой шинопровод достигает пропускной способности по току до 8000 А и степень защиты до IP68. Помимо этого, существуют троллейные шинопроводы, применяемые в подъёмниках и кранах, и осветительные (трековые) шинопроводы для подключения большого количества ламп и светильников.
Монтаж троллейного шинопровода
Троллейный шинопровод монтируется для перемещающихся частей подвесных устройств: монорельсов, различных кранов, станков и другого оборудования. Сам электрический проводник – троллей закрывается корпусом со всех сторон, чтобы защитить проводник от повреждений, а также для защиты персонала от поражения электрическим током. Подвижная часть токоприёмника перемещается вдоль оголённого проводника, контактируя с ним внутри корпуса. Чаще всего токоприёмник, который взаимодействует с проводником – это токосъёмное устройство, которое является связующим звеном и передаёт напряжение конечному электроприёмнику. Монтаж троллейных шинопроводов осуществляется на подвесных конструкциях на потолке или стенах. Обычно они соединяются блоками – прямыми и угловыми секциями.
Монтаж трекового шинопровода
Трековый (осветительный) шинопровод – это система однофазных или трёхфазных шин для подключения осветительных приборов. Такой шинопровод является компактной и гибкой системой, которая позволяет выполнить электромонтаж трековых светильников в любых желаемых формах и конструкциях. Система трековых шинопроводов состоит из медных жил, заключённых в пластиковый или алюминиевый корпус в виде короба. К каждому треку подключается и подвешивается светильник. Монтаж осветительного шинопровода может быть выполнен встраиваемым, накладным или подвесным способом. Грамотные электромонтёры должны учитывать особенности потолочных перекрытий и стен, а также правильную нагрузку на трек (как электрическую, так и весовую), которая не будет превышать допустимых значений.
В последнее время всё чаще стали использовать магнитный шинопровод. Это более современный и удобный аналог трекового шинопровода. После монтажа магнитной шинной системы, все светильники крепятся к металлическому профилю с помощью магнитов, что упрощает их установку и позволяет менять расположение освещения в дальнейшем, не прибегая к помощи профессионалов. Внутри профиля проходит токопроводящая плата с магнитным сердечником (напряжение 24 В; 48 В). Всё оборудование подключается с помощью блоков питания.

Монтаж медной шины

В качестве токопровода часто используется шина и от того, при каких условиях она будет эксплуатироваться, зависит её тип. Шины могут быть алюминиевые и медные. Чаще всего рекомендуется использовать именно медные шины, так как они имеют большую электрическую и тепловую проводимость, механическую прочность и гибкость по сравнению с алюминиевыми.
Медная шина имеет, в свою очередь, различные типы и характеристики. Могут быть твёрдые шины (ШМТ), мягкие (ШММ), из бескислородной меди (ШМТВ). Чем выше характеристики металла, тем более дорогостоящей будет шина. Любой тип применяется в зависимости от условий эксплуатации. Например, лужёная шина применяется преимущественно в условиях повышенной влажности, а гибкая шина позволяет произвести соединение аппаратов при значительном отклонении их положения от проектного.
Монтаж медной шины обычно происходит с использованием специальных крепёжных комплектов, включающих в себя диэлектрические держатели и метизы для крепления держателей. Шину укладывают в держатели и приставляют к несущей конструкции для разметки. Намечаются места для сверления отверстий под крепёжные элементы. Далее сверлятся все необходимые отверстия и происходит закрепление сборных шин.
После монтажа шин происходят все необходимые соединения и подключения. На шине имеются специальные отверстия для подсоединения кабеля, либо другого шинопровода. Шины окрашиваются в цвета согласно ГОСТу, в зависимости от фазы и назначения. Все открытые шины должны быть закрыты защитным экраном или пластронами во избежание поражения электрическим током обслуживающего персонала.